Архив за марта, 2006

Музей современного искусства ЕАО

Вторник, марта 28, 2006

“Сердце” музея – его фонды. За 18 лет работы сотрудниками музея были собраны произведения художников Москвы, Новосибирска, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Владивостока, Красноярска большая коллекция картин художников ЕАО. В настоящий момент в фондах “Музея современного искусства” хранится более 900 экспонатов.
“Визитная карточка” музея – коллекция картин “Ветхий Завет – глазами современных художников”. Собирать картины по Ветхозаветной тематике научные сотрудники музея начали с момента его открытия. В настоящее время собрание “Ветхий Завет – глазами современных художников” насчитывает более 300 произведений различных стилей и направлений, созданных художниками из многих регионов России.
Помимо хранения и изучения произведений искусства, коллективом “Музея современного искусства ” проводится большая экспозиционная работа. За 18 лет существования музея в его стенах прошло более 300 выставок. Разнообразны формы выставочной деятельности: тематические, передвижные и персональные экспозиции, выставки детского рисунка и из фондов музея.
Значительным событием культурной жизни областного центра стали традиционные “Осенний” и “Весенний” вернисажи, в которых может принять участие любой творческий человек: от начинающего любителя до сложившегося профессионала. Организовываются и тематические выставки: ” Мужчина и женщина”, ” Юмор не для всех”, “Кот мартовский” - эти экспозиции, прошедшие в последние годы, вызвали большой интерес у посетителей музея. Помимо возможности участия в вернисажах, музей предоставляет всем желающим право выставиться персонально. Каждый год в музее проходит от 2 до 4 персональных экспозиций. Среди них и ретроспективные выставки, возвращающие зрителям забытые имена.
Большой интерес у зрителей вызывают передвижные выставки, в рамках которых в “Музее современного искусства” в разные годы экспонировались работы художников из Нидерландов, Германии, Китая, Японии, картины современных хабаровских авторов. Испробовали в музее и такую форму работы, как выставка одной картины, с подробным рассказом о ней и об авторе. Именно так были представлены: “Дочь рыбака” Петрова-Водкина, “Студент-нигилист” Ильи Репина, “Морской вид” Айвазовского, иконы 15-18 веков, картины из собственных фондов музея.
В последние годы огромное внимание уделяется выставкам детского рисунка. Только в 2006 году в музее прошли 4 таких выставки, причем экспонаты двух из них - “Новый год к нам мчится” и “Богатырские забавы” - создавались ребятами непосредственно в стенах музея.
Каждый год музей посещает около 8 тысячи человек, большая часть из которых – дети.
Помимо традиционных форм работы с населением – проведения экскурсий и чтения лекций – коллектив музея в течение 6 лет вел свою страницу в газете под названием “Музейный альбомчик”, в которой рассказывали о художественной жизни города, и творческих, неординарных людях. По материалам “Музейного альбомчика” сотрудниками музея были выпущены четыре тома “Масенькой истории искусств Биробиджана и его окрестностей”, один из экземпляров которой хранится в Библиотеке Конгресса США.

Областной краеведческий музей

Пятница, марта 24, 2006

5 июня 1941 года по решению исполнительного комитета областного совета в Биробиджане организован краеведческий кружок, в задачу которого входило собирание экспонатов для будущего краеведческого музея.
Постановлением областного исполнительного комитета от 8 июня 1944 года было решено в г. Биробиджане открыть областной краеведческий музей.
10 июня 1945 года – дата рождения музея. Первый директор Г.Л. Гринберг провел большую подготовительную и организационную работу.
Музей расположился на первом этаже областной библиотеки имени Шолом-Алейхема. Выставки и экспозиции отображали рост, развитие и достижения за 17 лет существования Биробиджана, историю Еврейской автономной области как составной части советского Дальнего Востока, экономику, культуру и природу.
При музее организовали кабинет еврейской культуры, который должен показать историю еврейского народа, его быт, творчество в области литературы и искусства. Для оказания помощи в создании этого отдела директор Гринберг Г.Л. послал запрос в этнографический музей г. Ленинграда. При музее работала научная библиотека с архивом по иудаики.
Не менее интересна история краеведческого музея в 80-е годы 20 века. В залах музея проходили уроки мира, пионерские сборы.
Сотрудники областного краеведческого музея поддерживали связь с институтами музееведения, археологической экспедицией доктора исторических наук, профессора Окладникова А.П., научными библиотеками г. Биробиджана и Хабаровска. Работал музейно-краеведческий совет.
В настоящее время коллектив музея во главе с директором, заслуженным работником культуры Косвинцевой Татьяной Дмитриевной, предлагает посетителям новые концепции, новые взгляды на историю Еврейской автономной области.
Экспозиционные залы отражают природные богатства области, историю освоения Приамурья и образование ЕАО, события Гражданской и Великой Отечественной войн, современное развитие области.
Музей проводит большую научно-исследовательскую, собирательскую, просветительскую работу.
У коллектива музея есть опыт работы с зарубежными музеями. В 1992 году совместно с историческим музеем Портленда штата Орегон США посетителям была представлена выставка “На Тихоокеанских перекрестках”. В 1998 году краеведческий музей совместно с Magnes Museum г. Беркли завершил пятилетний проект, открыв выставку “Забытый сталинский Сион” в США. Эта выставка, рассказывающая об истории становления Еврейской автономной области, побывала во многих штатах США.
В 2002-2003 гг. проведена полная реэкспозиция залов областного краеведческого музея. Открылся лекционно-выставочный зал. Работает Детский музейный центр.
В 2004 году по результатам конкурса “10 лучших товаров и 5 лучших услуг ЕАО” областной краеведческий музей награжден дипломом.

Иудаизм - национальная религия евреев

Понедельник, марта 13, 2006

ВОЗНИКНОВЕНИЕ. ЭРА ПАТРИАРХОВ.

Своими Праотцами и Праматерями (Патриархами и Матриархами) евреи считают три поколения: Авраама и Сару, Ицхака и Ривку, Яакова и четырех его жен: Рахель, Леа, Билгьу и Зильпу.

Авраам и Сара покинули вавилонский город Ур, т. к. Всевышний поклялся им, что земля Ханаан (современный Израиль) будет принадлежать их потомкам. Однако сильный голод в земле Ханаан вынудил Яакова “спуститься” с семьей в Египет, где пищи было вдоволь, и поселиться там. Спустя столетие в Египте уже насчитывалось много тысяч евреев. Государственный переворот привел к власти в Египте нового фараона. Он нашел удобным обвинить евреев во всех экономических и политических бедах и превратил их в рабов.

Несколько поколений спустя, Яхве пожелал исполнить свое обещание, данное Праотцам, и вернуть евреев в Ханаан. Он призвал человека по имени Моше (Моисей в русской традиции) для освобождения евреев и возвращения их в Страну Обетованную.

Спустя семь недель после исхода из Египта еврейский народ подошел к горе Синай. Там Моше получил Тору (свод законов) и все сорок лет странствий по пустыне преподавал ее народу. Обращаясь к Моше, Всевышний заповедовал евреям построить мишкан, то есть переносной храм, с которым можно было путешествовать. Мишкан стал прообразом будущего Храма и синагог вплоть до сегодняшнего дня.

Спустя сорок лет странствий по пустыне, евреи достигли страны Ханаан. Моше умер, когда Земля Обетованная была уже на горизонте. Завоевание Земли Ханаан возглавил преемник Моше, пророк Йегошуа (Иисус Навин).

СОЮЗ КОЛЕН (1500 – 1000 до н. э.)
Израильтянам понадобилось несколько лет, чтобы завоевать Ханаан. Затем каждое из двенадцати племен (колен) получило в ней свой надел, и старейшины каждого колена стали во главе его. Верховную власть осуществляли Судьи, выдающиеся пророки, чей авторитет принимали все колена. Каждое колено выбирало для себя возвышенность, на которой осуществлялись молитвы и жертвоприношения Всевышнему. Важнейшим местом богослужения были несколько мишканов в разных точках страны.

В этот период евреи страдали от набегов соседей. Судьи проводили мобилизацию для отпора врагу, как правило, только среди тех колен, которые непосредственно находились под угрозой. К концу одиннадцатого века до. н. э. филистимляне, воинственный народ на юго-востоке, представляли уже угрозу иного рода, так как их целью было полное завоевание Страны Израиля. Перед лицом опасности народ просил Шмуэля, последнего из судей, выбрать достойного царя. Выбор пал на храбреца и праведника по имени Шауль (в русской традиции – Саул).

МОНАРХИЯ И ПРОРОКИ (около 1100 – 586 г. до н. э.)
Шауль сумел объединить народ так, как не могли этого сделать судьи и выступил с армией, составленной из представителей всех колен, на войну с филистимлянами. В начале ему сопутствовал успех, но в итоге он потерпел сокрушительное поражение и был убит. Шауль царствовал только два года.

Покончить с филистимлянами смог зять Шауля Давид, который унаследовал за ним царство и правил 40 лет. Он почти все время воевал и к концу своего правления владел уже небольшой империей. Сын Давида Шломо (в русской традиции Соломон) обеспечил стране мир и процветание. Доходы шли от внутренней и внешней экономической деятельности. К этому моменту скромные мишканы не производили должного впечатления на фоне роскошной городской архитектуры, и Шломо решил заменить их Храмом, строительство которого заняло семь лет.

После смерти Шломо, некоторые люди не приняли его сына в качестве нового царя. Северные племена восстали и основали собственное царство под названием Израиль. Южные колена остались верны сыну Шломо в государстве Иудея. Население Иудеи получило название евреев. Два соседних царства простояли около 200 лет.

Иерусалимский храм со временем, в особенности после реформ иудейского царя Иосии в 622 году до н.э. стал не только центром, но практически и единственным местом, где осуществлялись ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. В определенном понимании можно сказать, что вся жизнь народа и политика государства концентрировалось вокруг Яхве и иерусалимского Храма. Недаром и весь период древнееврейской истории до 586 года до н.э. называется периодом Первого храма.

К концу этого времени сформировалась богатая знать, которая угнетала бедняков, а коррумпированные судьи не вмешивались. Но великие пророки этого времени, такие как Ошеа, Амос, Йешаягу, Йирмеягу бесстрашно обличали власть предержащих, включая царей. Учение пророков о справедливости и сострадании легло в основу современной морали.

В 722 г. могущественная Ассирия завоевала Северное Царство и изгнала евреев. Эти изгнанники не оставили следа в истории. Спустя всего сто лет, когда Ассирия уже не была сверхдержавой, крохотное Иудейское Царство оказалось в тисках конфликта между Вавилонией (сегодняшний Ирак) и Египтом. В 586 г до. н. э. Вавилоняне разрушили Иерусалим и Храм и увели народ Иудеи в Вавилонский плен.

ПЕРСИДСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО
За некоторое время до разрушения Храма евреи начали расселяться за пределами Святой Земли. Эти поселения получили общие название “диаспора”, т. е. “рассеяние”. Крупнейшим центром еврейской диаспоры стал Вавилон.

В 538 году до н. э. Кир Великий, царь Персии, завоевал Вавилон и позволил всем народам вернуться из вавилонского плена на родину. Часть евреев вернулась в Иудею. Началось восстановление Храма. Однако большинство евреев предпочло не покидать Вавилон, где остались крупные процветающие общины. Несмотря на ряд неудач, Храм был наконец отстроен и все больше евреев возвращалось в Святую Землю.

В это время окончательно сформировался Танах (христианский Ветхий Старый Завет). Как совокупность священных книг он начал комплектоваться еще на границе II-I тысячелетий до н.э., но основная часть текстов и окончательная редакция их общего свода датируется периодом Второго Храма. Главную роль в этом процессе сыграл священник Ездра.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (323 – 63 до н. э.)

К 323 г. до н. э. Александр Великий (Македонский) завоевал Персидскую Империю. Александр и его преемники ставили целью распространение греческой культуры в Азии. Появились новые формы искусства, литературы, философии и управления, известные под общим названием эллинистических. Многие евреи под влиянием эллинизма оставили свой традиционный образ жизни. Появились трения между эллинизированными и традиционными евреями. Напряженность достигла предела в тот момент, когда греко-сирийский царь Антиох IV (175 – 163 гг. до н.э.) попытался насильственно эллинизировать всех евреев своей империи. Результатом стало восстание Маккавеев, которое закончилось победой и установлением собственной монархии, продержавшейся вплоть до вторжения римлян.

РИМСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО (63 г. до н. э. – около 300 г. н. э.)
В 63 г. до н. э. Римская Империя захватила Святую Землю. Римляне оказались крайне суровыми правителями и евреи не были едины в том, как реагировать на их действия. Одни призывали к восстанию, другим было важнее сохранить мир.

Различия во взглядах на особенности иудейских обрядов привели к образованию сект. Большинство из них ожидали немедленного прихода Мессии (Машиаха, т. е. еврейского царя-помазанника), но не знали точно, чего от него ждать. Некоторые считали, что Машиах должен выгнать римлян, другие ждали, что он будет великим учителем. При этом они все верили, что с приходом Машиаха начнется эпоха всеобщего мира. В этот период несколько евреев претендовали на эту роль. Наиболее известен из них Иисус из Назарета (Иисус Христос). Большинство евреев не приняло Его как Мессию и Сына Божьего.

В 66 г. н. э. одна их сект под названием зелоты, подняла восстание против римлян. Спустя четыре года Иерусалим и храм были разрушены. После этого римское владычество еще ужесточилось, а борьба евреев становилась все более и более отчаянной. В 132 г. н. э. под предводительством Шимона бар Козиба, известного как Бар Кохба (”сын звезды”), евреи восстали снова. Бар Кохба выгнал римлян за пределы Иерусалима и на три года восстановил еврейскую власть в Святом Городе. В 135 г н. э. он был побежден и еврейская жизнь в Святой земле пришла в полный упадок. Многие покинули страну и поселились в диаспоре. Прошло почти 2000 лет прежде чем евреи сумели вновь основать суверенное государство на своей земле.

Крупнейшее еврейское поселение находилось в Вавилоне, где изучение Торы достигло высочайшего уровня. В этот период был составлен Талмуд, один из важнейших трудов в иудаизме. С тех пор положения иудаизма сущестенно не менялись.

Евреи диаспоры организовывались в религиозные общины - синагоги, которые выполняли не только культовые, а и административные функции. Во главе синагог стояли раввины - учителя закона и судьи иудейской общины, которые монополизировало право толковать “святое писание”, и вмешивались как в религиозную, так и в мирскую жизнь верующих.

Важнейшим положением иудаизма является вера в единого бога Яхве, который создал мир из ничего и продолжает постоянно вмешиваться в жизни природы, общества и человека. К нему обращенные все молитвы и ему посвящена большая часть религиозных праздников, важнейшими из которых являются рош-хашана (Новый год), иом-кипур (судный день) и песех (пасха).

Одной из особенностей иудаизма является вера в приход мессии - посланца бога, который спасет верующих в Яхве людей. Важнейшей составляющей частью догматики иудаизма является идея богоизбранности евреев.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИУДАИЗМА
Как и другие религии иудаизм изменяется соответственно требованиям времени. Часть идеологов иудаизма борется за модернизацию через освобождение от наиболее отягощающих обрядов и запретов, а также некоторого обновления его этических принципов. Другая часть, наоборот, предлагает оставить иудаизм в его традиционной форме, так как модернизация может подорвать саму идею богооткровенности и абсолютности учения. В 1948 году было создано государство Израиль. Иудаизм стал ее государственной религией, а синагога важным фактором государственной и общественной жизни Израиля.

Еврейская традиция

Пятница, марта 3, 2006

Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и многое другое объединяется понятием «еврейская традиция». Когда говорят о еврейской традиции, имеют в виду нечто существенно отличное от того, что называется национальной традицией у других народов – древних и молодых. Почему?

Нет никакого сомнения, что существует, скажем, французская, венгерская или корейская национальная традиция. Но невозможно четко ответить на вопросы: «Что является источником французской (венгерской, корейской) традиции и с какого момента можно отсчитывать начало этой традиции?».

Основа традиции
Еврейская же традиция, в отличие от других, имеет свой конкретный источник – Тору. И религиозные, и нерелигиозные евреи соглашаются, что Тора – основа еврейской традиции, хотя и не все одинаково ревностно следуют этой традиции в повседневной жизни.

Еврейская традиция называется на языке иврит (о нем мы будем подробнее говорить в следующем параграфе) «масорет Исраэль»; слово «масорет» происходит от глагола масар, означающего «передавать», так как традиция – это то, что передается из поколения в поколение. Но часто используют и термин «морешет Исраэль»; слово «морешет» происходит от глагола яраш, означающего «наследовать». Это выражение, следовательно, можно было бы точнее перевести как «еврейское наследие».

Таким образом, эти два названия выражают два качества еврейской традиции: это и фундамент жизни народа, и то, что объединяет его во всех поколениях.

Что такое Тора?
Тора – означает на иврите «учение, наставление». Торой обычно называют всю совокупность «еврейского учения», данного самим Вс-вышним Моисею (Моше) на горе Синай. Различают следующие части Торы:

Письменная Тора (на иврите «Тора шебихтав» — в узком смысле книга (в русскоязычной литературе обычно называемая Пятикнижием, а на иврите – Хумаш), которую получил еврейский народ от Вс-вышнего на горе Синай более трех тысяч лет тому назад; в широком смысле так называют Танах. Слово Танах является аббревиатурой слов «Тора», «Невиим», «Ктувим», означающих «Учение», «Пророки», «Писания» (подробнее мы будем говорить об этом в главе «Главные книги еврейской традиции»). На европейских языках Танах называется Библией.

Устная Тора («Тора шебеалпэ» — вся остальная часть еврейского учения; называется она «Устной» потому, что, в отличие от Письменной, передавалась устно от одного поколения к другому и только после завоевания древнего Израиля Римом, когда угрожала опасность потери традиции, наиболее важные ее части были записаны. Самая известная книга устной традиции называется «Талмуд», что буквально означает «изучение». Подробнее о Талмуде, Мишне и других книгах, содержащих записанную часть устной традиции, мы также будем говорить в главе «Главные книги еврейской традиции».

Когда говорят «Тора», имеют в виду и Письменную, и Устную Тору. Еврейская традиция рассматривает их как нечто единое и цельное; она относится к Устной Торе с таким же уважением, как и к Письменной. Устная Тора истолковывает и объясняет Письменную Тору. Письменная Тора является главной Книгой еврейства, но без Устной Торы она осталась бы только книгой, а не основой жизни. В следующих уроках мы еще вернемся к этой теме, а пока приведем эпизод из жизни выдающегося еврейского мудреца раби Гилеля (слово раби означает «учитель»), жившего примерно две тысячи лет тому назад.

Пришел к нему один неграмотный человек, который заявил: «Я хочу учиться у тебя Торе. Но только Письменной Торе, потому что Устную Тору я не принимаю». – «Хорошо, – ответил ему раби Гилель, – начнем с алфавита, которым записана Письменная Тора. Это - буква алеф…» На следующий день раби Гилель показал ему ту же букву и сказал: «Это – буква бет…» – «Как же так, – возмутился ученик, – ведь вчера ты мне объяснял, что это – буква алеф?!» - «Правильно, – ответил ему раби Гилель. – Это – буква алеф; но откуда нам это известно? Из того, что мы учили с тобой, то есть из устной традиции. Точно так же, как Устная Тора донесла до нас названия букв Письменной Торы, она донесла до нас все указания о том, как правильно читать и понимать ее».

Когда во время молитвы в синагоге читают текст из Торы, используют свиток Торы («Сефер Тора»). Такие свитки находятся в каждой синагоге; они написаны от руки по определенным правилам на пергаменте специальными чернилами и содержат текст Письменной Торы в том виде, в каком она была получена еврейским народом от Вс-вышнего. Подробнее мы поговорим об этом в главе «Синагога и молитва».

Дарование Торы
Согласно еврейской традиции, Тора была дарована еврейскому народу после его исхода из Египта. Произошло это более 3300 лет тому назад на горе Синай, на Синайском полуострове. Об этом написано в самой Торе.

Дарование Торы – центральное событие всей еврейской истории, оно занимает особое место в традиции. Подробнее мы будем говорить о нем в главе «Дарование Торы. Заповеди».
Еврейский закон

Еврейский закон
В еврейской традиции существует понятие галаха, которое можно перевести как «правило поведения». Галаха является законом, обязательным для каждого еврея.

Как уже было сказано, Тора – основа традиции всего еврейского народа. Однако за тысячелетия в разных еврейских общинах возникали свои особые обычаи (на иврите мингаг). Все эти обычаи, если они не противоречат галахе, составляют часть еврейской традиции, и нет смысла выяснять, который из них «правильнее».

Различия в традиции разных общин
Традиция относится с исключительным уважением к обычаям каждой еврейской общины: ведь эти обычаи определяли жизнь общины в течение долгого периода и позволили ей сохраниться как части еврейского народа. Более того, существует правило, что если еврей попадает в какую-нибудь еврейскую общину, он должен уважать ее обычаи.