Архив за мая, 2006

Рельеф ЕАО

Вторник, мая 23, 2006

Поверхность территории области представлена двумя типами рельефа: горным и равнинным. Горные районы - это южная часть обширной Хингано-Буреинской горной системы, занимающая более 1/3 территории ЕАО. Горный комплекс Малого Хингана на территории области представлен расположенными почти параллельно хребтами северо-восточного простирания: Малым Хинганом, Сутарским, Помпеевским и Щуки-Поктоем. Направление их совпадает с общим направлением основных горных систем Дальнего Востока. В основном горы низкие, отличаются сглаженными формами вершин и имеют вид крупнохолмистой страны. Наиболее высокие участки расположены на севере автономии. Их крутые склоны глубоко рассечены долинами горных притоков реки Большой Биры Наивысшей точкой автономии является гора Студенческая, с отметкой 1 421 метр, расположенная на крайнем севере ЕАО. Другие значительные высоты – Чербукондя (1 360 м), Быдыр (1 207 м), Царь (1 103 м).

Островные горы, протянувшиеся через центральные равнины области. Представлены горными массивами Ульдуры, Даур, Большие Чурки и сопками Волочаевской. Петровскими. Венцелевскими и другими высотами, порой даже не нарушающими равнинный характер местности.

На юге и юго-востоке области простирается Среднеамурская (Амуро-Сунгарийская) аллювиальная низменность. Равнина постепенно понижается от 100-150 м у подножия предгорий Малого Хингана до 50-40 м в пойме Амура. Равнина в автономии разделена на два района. Первый из них, занимающий основную часть бассейна реки Биджан, отличается вогнутой поверхностью. Равнина здесь похожа на блюдце, наклоненное к югу, дно которого занято поймой реки Бира и ее
многочисленными притоками. Второй участок равнины, заключенный в треугольнике между Амуром, Ульдуро-Биджанской цепью гор и рекой Урми, представляет плоскую поверхность.

Флора и фауна ЕАО

Воскресенье, мая 14, 2006

Растения.
Растительный мир области сформировался на стыке трех биогеографических подзон, что обусловило видовое разнообразие на сравнительно небольшой территории - флора региона включает 1139 видов растений, в том числе более 200 медоносных, около 300 лекарственных. Тайга богата ягодами, грибами, орехами. К категории редких и находящихся под угрозой исчезновения отнесено 188 видов сосудистых растений.

Животные.
Животный мир области сформировался на стыке четырех ландшафтных комплексов (фаун): приамурской, или маньчжурской фауны смешанных и лиственных лесов; охотско-камчатской фауны елово-пихтовой тайги; восточно-сибирской или ангарской фауны светлохвойной тайги и даурско-монгольской степной фауны. Кроме того, в фауне области имеют место элементы фауны гольцов, что обусловило высокое видовое разнообразие на сравнительно небольшой по площади территории - 36,3 тыс. кв. км, причем многие виды обитают здесь на периферии своего ареала. По предварительным данным фауна ЕАО включает 60 видов млекопитающих, свыше 280 - птиц, 9 - рептилий.
Приамурский тип фауны связан с горными и долинными кедрово-широколиственными и пойменными лесами. Большинство представителей этого типа фауны - эндемики Юго-Восточной Азии, обитающие на территории области на северо-западном пределе своего ареала. К ним относятся: гималайский медведь, дальневосточный лесной кот, солонгой, маньчжурский заяц, енотовидная собака, малый трубконос, голубая сорока, широкорот, личинкоед, желтоспинная мухоловка, амурский полоз, дальневосточная черепаха, дальневосточная квакша и многие другие виды.
Охотско-камчатский тип фауны приурочен к темнохвойной тайге, образующей второй вертикальный пояс растительности на отрогах Малого Хингана. В этих лесах обитают животные, большинство из которых обычны для горной тайги Сибири и Дальнего Востока. К этой фауне относятся: бурый медведь, кабарга, соболь, белка, заяц-беляк, кедровка, уссурийский снегирь, чиж, клест-еловик, овсянка ремез, синица-московка, сибирская лягушка и другие.
Восточно-сибирская фауна присуща светлохвойным лесам - лиственичникам и соснякам, а также марям. К этой фауне относятся: лось, горностай, красная полевка, кукша, каменный глухарь, снегирь, дрозд Наумана, буроголовая гаичка, живородящая ящерица, сибирский углозуб и ряд других видов.
Дауро-монгольская фауна сухих степей и горной лесостепи представлена в области фрагментарно. Широко распространенная в пределах соседней Зейско-Буреинской равнины она проникает в ЕАО по долине Амура в районе с. Пашково, кроме того отдельные элементы даурско-монгольской фауны встречаются на остепненных участках Ленинского и Октябрьского районов. Это такие виды как даурский хомячок, даурский журавль, бородатая куропатка, монгольская жаба и т. д.
Высокогорная фауна отмечена лишь по отдельным вершинам Малого Хингана на севере и северо-востоке области, где выражены элементы субальпийского и гольцового вертикальных поясов: заросли кедрового стланика, горные тундры, каменистые россыпи. В этих условиях встречаются: алтайская пищуха, беркут, сапсан, лесной каменный дрозд, крапивник, альпийская завирушка, горный дупель, белая куропатка.
Фауна беспозвоночных области слабо изучена, данные о численности и состоянии видов отсутствуют.
В составе герпетофауны 15 видов. В 1996 году список рептилий области пополнился новым видом - красноспинным полозом, обнаруженным в районе с. Воскресеновка (Ленинский район), а в 1997 году появились достоверные сведения о нахождении на территории области японского ужа. В Красную книгу ЕАО занесено 8 видов: амурский полоз, восточный щитомордник, дальневосточная черепаха, каменистый щитомордник, обыкновенная гадюка, живородящая ящерица, дальневосточная квакша и сибирский углозуб.
Птицы - наиболее широко представленный в Среднем Приамурье класс позвоночных животных. Здесь доминируют перелетные виды, гнездящиеся на территории области (59%); птицы, встречающиеся на пролете в период весенне-осенних миграций, составляют 18% от общего числа видов; еще 16% приходится на оседлые виды, постоянно обитающие в границах региона; остальные 7% приходится на зимующие, залетные и кочующие виды, эпизодически встречающиеся на территории области. 61 вид занесен в Красную книгу ЕАО, среди них 8 видов охраняются международной Красной книгой: красноногий ибис, дальневосточный аист, чешуйчатый крохаль, орлан-белохвост, стерх, японский, даурский и черный журавли.
В фауне млекопитающих преобладают аборигенные, оседлые виды (77%); три вида - искусственно акклиматизированные вселенцы, причем опыт расселения зайца русака, по-видимому, не удался. После истребления аборигенных популяций горала и тигра, особи этих видов встречаются единично, во время заходов с прилегающих территорий. Так же во время миграций отмечены единичные встречи с четырьмя видами не типичными для Среднего Приамурья. Летучие мыши - наименее изученный в регионе таксон: единичные находки, сделанные случайными исследователями, позволяют лишь весьма приближенно судить о фауне рукокрылых ЕАО.
В Красной книге ЕАО - 12 видов: амурский барсук, амурский горал, амурский еж, амурский тигр, восточный кожан, гималайский медведь, дальневосточный лесной кот, красный волк, малый трубконос, ночница Иконникова, обыкновенная кутора, солонгой.
Наибольшая антропогенная нагрузка приходится на животных отнесенных к категориям охотничьих и условно охотничьих.
Охотничье хозяйство области. Площадь охотничьих угодий области равна 3426,7 тыс. га, или 94,48% от общей.
Охотничьи животные: лось, изюбр, кабан, косуля, кабарга, медведь, волк, лисица, енотовидная собака, выдра, соболь, колонок, рысь, зайцы, тетерев, рябчик, фазан.

Ханука (Ханукои)

Пятница, мая 5, 2006

История Хануки

События, в память которых отмечают праздник Ханука, произошли во времена Второго Храма. В те дни Страна Израиля входила в состав империи Селевкидов. Ее правитель Антиох Епифан, казалось, преуспел в своем стремлении навязать евреям греческую культуру. Для многих евреев элинизм оказался привлекательным, но та часть народа, которая не пожелала отказаться от еврейства и Торы, подняла восстание. Возглавил его первосвященник Матитьяу бен Йоханан и пятеро его сыновей. Рамбам (р. Моше бен Маймон) так описывает события тех дней: “Они (греки) жестоко притесняли Израиль, пока не смилостивился Всевышний и не спас евреев от их рук. Тогда победили Хасмонеи, семья первосвященников, уничтожили врагов и спасли Израиль… Когда Израиль победил, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вошедшие в Храм нашли только один кувшин ритуально чистого масла для Меноры (Храмового светильника). Этого масла могло хватить только на один день. Но зажгли его, и свечи горели восемь дней, пока не приготовили новое масло. И было установлено мудрецами того поколения, что восемь дней, начиная с двадцать пятого Кислева, должны быть днями веселья, когда зажигают светильники у входа в дом, чтобы возвестить о чуде. И эти дни получили название “Ханука” (Рамбам, “Законы Хануки”).

Уроки Хануки. Праздник света

Чудо Хануки, произошедшее в трудное для еврейского народа время, учит следующему: в дни, когда за окном сгущается мрак, нельзя поддаваться общему настроению, напротив, нужно, несмотря ни на что, освещать мир вокруг себя, с каждым днем добавляя все больше и больше света…

Как это осуществить?

1. Не довольствоваться силой света, которая была вчера. С каждым днем нужно добавлять: сегодня одна свеча, завтра - две, послезавтра - три… Не следует стремиться к невозможному и зажигать сразу много свечей. Начнем с одной свечи, но будем знать, что завтра зажжем две …
2. Не полагаться на то, что, появившись в доме, свет сам собой распространится вокруг. Необходимо сделать все возможное, чтобы осветить и улицу.
3. Осуществляя это, идти на самопожертвование, в соответствии с сущностью понятия “чудо” - выходя за пределы возможного. Не обращать внимание на враждебные взгляды, выполняя миссию, возложенную на нас Всевышним.

Эти требования предъявляются к каждому еврею: каждый должен знать, что он послан Всевышним освятить обыденное, земное в той части мира, где он находится. И секрет достижения этой цели состоит в том, чтобы, трезво оценивая достигнутое, не ограничиваться им, добавляя свет изо дня в день.

Самоотверженно идя поэтому пути - распространяя свет вокруг и увеличивая его с каждым днем, - можно быть увереными, что в конце концов добьемся своего. Великий свет засияет вокруг, и мы удостоимся зажечь чистое масло в светильниках нашего Храма.

Ханука и воспитание

Ханука учит двум, на первый взгляд, не связанным между собой вещам:

1. Написано в книгах, что слово ханука является родственным слову хинух (”воспитание”). На это указывает и простой смысл таких понятий, как ханукат амизбеах (”освящение жертвенника”) и ханукат Бейт-Амикдаш (”освящение Храма”). Слово ханука означает здесь подготовку, начальный этап действия, в данном случае - служения Всевышнему (в Храме вообще, и в том, что касается жертвенника и Меноры, в частности).
2. Чудо Хануки состояло в том, что был найден кувшин ритуально чистого масла с печатью первосвященника. На самом деле, согласно еврейскому Закону, оскверненное масло не является препятствием к исполнению заповедей о Храме, если исполняет их не один еврей, а община. Поэтому, если бы для Меноры использовали нечистое масло, это не было бы нарушением Закона.
Но Всевышний, да будет Он благословен, чтобы показать свою любовь к народу Израиля, сотворил чюдо, дав евреям возможность не только начать исполнение заповеди, ни и выполнить ее всю наилучшим образом - без всяких скидок и допущений, пусть даже разрешенных Законом.

Из всего вышесказанного следует вывод: в том, что касается святости, необходимо действовать решительно и не идти ни на какие уступки. И все это в первую очередь относится к воспитанию (хинух) детей. С самого раннего детства важно дать им настоящее и цельное еврейское воспитание, без каких бы то ни было компромиссов.