Архив за июня, 2006

Водные и лесные ресурсы ЕАО

Понедельник, июня 12, 2006

Поверхностные воды.
На территории области формируют полностью или частично сток более пяти тысяч водотоков. Доля дождевого стока рек составляет 50-70 % общего годового стока. На снеговое питание приходится 10-20%, на подземное 10-30% стока.
Речной сток области в средний по водности год составляет 226,4 км3 в год, из них 221 км3 в год приходится на р.Амур и 15,4 км3 в год на реки Бира, Биджан, и Тунгуска.
Река Амур одна из крупнейших рек в мире. Амур образуется от слияния рек Шилки и Аргунь. Общая длина реки - 2820 км, площадь бассейна - 1870 тыс. кв. км.
Амур подразделяют на три участка:
верхний Амур - от истоков до устья р. Зеи (900 км);
Средний Амур - от устья р. Зеи до устья р. Уссури (994 км);
Нижний Амур - от устья р. Уссури до устья (930).
Ниже с. Пашков и до с. Екатерино-Никольское р. Амур на протяжении 150 км течет в Хинганской теснине со скалистыми берегами высотой 80 - 100 м. Дно каменистое. Русло сужается до 500 м. Уклон увеличивается до 0,1 - 0,2%. Здесь большие глубины и скорость течения воды. В период большого стока глубины могут достигать 15 м, а максимальная скорость - до 3 - 4 м/с.
По выходе из Хинганского ущелья р. Амур протекает по обширной Средне - Амурской равнине. Уклон снижается до 0,06 %. Ширина реки возрастает до 1 км и более, русло разбито на рукава. Максимальная скорость воды обычно не превышает 2 м/с. Песчаное русло не всегда стабильно, русло и острова могут заноситься илом.
Все главные притоки Амура (реки Зея, Бурея, Сунгари и Уссури) впадают в него в среднем течении.
Водный режим р. Амур характеризуется резкой неравномерностью распределения стока по сезонам. На май - октябрь приходится 85 - 90% годового стока.
Основным источником питания являются дождевые воды (65 - 80%), минимальный сток наблюдается в марте.
Вскрытие реки и весенний ледоход в пределах ЕАО наблюдается в конце апреля - начале мая. На участке от с. Екатерино-Никольское до устья р. Уссури вскрытие льда происходит в среднем 23 - 27 апреля. Ледоход продолжается в среднем от 4 до 10 дней, но может затянуться до 15 - 20 дней и несколько более.
Весеннее половодье выражено слабо.
Область находится в зоне активной деятельности циклонов и тайфунов. Каждый второй год происходят наводнения и раз в 8-10 лет - катастрофические.
За лето регистрируется 4-5 дождевых паводков продолжительностью 12-30 дней. Большая часть максимальных паводков приходится на июль - август. За период с 1855 г. зарегистрировано 13 больших паводков и наводнений (1872, 1876, 1897, 1902, 1910, 1914, 1929, 1933, 1956, 1958, 1960 и 1984 годы). В зону затопления попадает 368 тыс. га земли, 33 населенных пункта с населением более 130 тыс. человек. Наиболее страдает территория Ленинского и Октябрьского районов, где сосредоточено 80 процентов всей пашни области.
Ледообразование на Среднем Амуре начинается в октябре - ноябре. За период наблюдений с 1955 по 1969 г. средняя толщина льда в реке у с. Помпеевка составила 133 см., а наибольшая - 196 см, была зафиксирована 20 марта 1957 г. (за период с 1946 г. по 1996 г.).
Спад производства привел к снижению водопотребления и водоотведения, прекратился сброс тяжелых металлов - меди, цинка.
Значительный урон водоохранным зонам наносят золотодобывающие предприятия.

Подземные воды. В пределах области выделяются различные типы гидрогеологических структур, вмещающих подземные воды гидрогеологические массивы, артезианский и вулканогенный бассейны.
Среди подземных вод области выделяются: пресные подземные воды, используемые для питьевого и технического водоснабжения, а также термальные, используемые для бальнеолечения и теплофикации.
Разведано 5 месторождений пресных подземных вод, эксплуатационные запасы которых утверждены ГКЗ или ТКЗ. Общее количество утвержденных эксплуатационных запасов подземных вод составляет 162,5 тыс.куб.м в сутки. Полностью за счет подземных вод осуществляется водоснабжение городов Биробиджан, Облучье, поселков Хинганск, Кульдур, Теплоозерск.
В пределах ЕАО насчитывается 460 действующих эксплуатационных скважин на подземные воды, 11 шахтных колодцев с механическим водоподъемом, 4 галереи.
Существенных изменений уровня подземных вод под влиянием эксплуатации водозаборов не наблюдается, так как территория области обладает значительными ресурсами подземных вод, а поверхностные воды развитой гидрографической сети, являются надежным источником восполнения запасов.

Термальные воды.
На территории ЕАО распространены азотные щелочные термоминеральные воды кремнистого состава. Широко известно и ипользуется в бальнеологических целях (для наружного применения в виде ванн и душей) Кульдурское месторождение термальных вод, на базе которого существует курорт федерального значения “Кульдур”. Температура на выходе составляет 72?С. Воды слабоминерализованные (0,3 г/л), кремнистые (НгЗЮз - 0,112 г/л), щелочные (рН - 9,3), хлоридно-гидрокорбанатные натриевые с высоким содержанием фтора (0,01 - 0,02 г/л).

Лесные ресурсы:
Общая площадь земель лесного фонда, всего, тыс. га - 2280,8, лесистость, % - 45,1, общий запас древесины на корню, млн. м3 - 175,3.
Распределение лесов по группам (тыс. га): леса I группы - 377,5; леса II группы - 381,0; леса III группы - 1379,0.
Основные виды деревьев: ель, пихта, кедр, лиственница, дуб, берёза, липа. Леса размещаются главным образом в горной части области. На Среднеамурской низменностии - редколесье дуба, берёзы, лиственницы.

Пурим

Пятница, июня 9, 2006

ТААНИТ (ПОСТ) ЭСТЕР

Смысл этого праздника в том, что поскольку во времена Мордахая и Эстер (а именно, 13 Адара 3405 г.) оказались евреи перед смертельной опасностью и должны были обратиться к Богу за помощью, с тем, чтобы он сжалился над ними (а в минуту опасности евреи обычно постились, Моисей тоже постился в день решительной битвы с Амалеком), то с тех пор постятся евреи 13 Адара, и пост этот называется Таанит Эстер, чтобы помнить о том, что Бог видит и слышит любого человека, находящегося в беде, если он поститься.

Пост обязан соблюдать любой взрослый и здоровый человек, даже если это тяжело ему дается - по причине тяжелого труда или утомительной дороги.

Освобождены от поста беременные женщины, кормящие матери, роженицы (в течение 30 дней), больные (даже если нет опасности для их жизни), жених (в течение 7 дней после свадьбы), участники церемонии обрезания (посаженный отец, моэль, отец ребенка).

Разрешено умываться и стричься в день этого поста.

ПУРИМ (ЖРЕБИЙ)

Это праздник в память о спасении Израиля во времена Ахашвероша. Злодей Аман задумал уничтожить евреев. Он бросал жребий, на какой день назначить казнь, но свершилось чудо, и его план не удался. Евреи того поколения были спасены, а Аман и его сыновья повешены на деревьях. Об этом рассказывается в свитке Эстер. В течение поколений у евреев было 2 категории врагов.

Одни хотели уничтожить дух еврейского народа, а другие стремились к физическому его уничтожению. Во времена Маккавеев (Ханука) речь шла о борьбе против духовного порабощения, поэтому о чуде напоминает нечто духовное (свет свечи). На Пурим же был вынесен приговор “уничтожить, убить и извести всех евреев - от юноши до старика, детей и женщин в один день”. Поэтому память о чуде связана с чем-то материализованным: праздничная трапеза в Пурим, отправка подарков друг другу и пожертвования бедным.

Мудрецы установили различное время для праздника Пурим. Во всех городах празднуют 14 Адара, а в городах, окруженных стеной - 15 Адара.

Почему мы празднуем Пурим в разных городах по-разному, а не в один день? Потому что и во времена Мордахая и Эстер евреи, жившие в городе Шушан, поступили по-иному нежели евреи других стран. В этих странах евреи убили своих врагов 13 Адара и отдыхали 14 Адара. В этот день они праздновали и веселились. В городе Шушан с врагами расправлялись 13 и 14 Адара, а 15 Адара устроили пир и веселье. Поэтому постановили, что во всех городах, похожих на Шушан, т.е. окруженных стеной, будут праздновать 15 Адара, а в остальных городах - 14 Адара.

После того, как Мордахай посрамил Амана, тот решил излить весь свой гнев и ярость на еврейский народ и уничтожить всех евреев живших в Персии. Он донес царю, что евреи предают его, не выполняют законов его религии, накликают зло на страну и ее жителей. Царь поверил Аману и позволил сделать с ними все, что он хочет.

Еврейка Эстер, племяница Мордахая, которая была в то время царицей, перехитрила Амана. Она доказала царю верность евреев и злодейство Амана. Тогда пожалел царь о своем опрометчивом решении и позволил евреям справиться со своими врагами.

Рош а-Шана

Пятница, июня 2, 2006

Рош а-Шана – это еврейский Новый год. Этот двухдневный праздник отмечают 1 и 2 числа месяца Тишрей.

На Рош а-Шана трубят в шофар

Шофар – это рог животного, в который трубят в синагоге на Рош а-Шана в ходе особой праздничной молитвы. Одно из традиционных объяснений этого обычая связано с отрывком из текста Торы, который читают в Рош а-Шана, - Акедат Ицхак – («Связывание Ицхака»).Трубя в шофар, мы выражаем надежду, что Б-г проявит к нам милосердие.
Рамбам дает другое объяснение этой традиции: шофар побуждает нас к тшуве – раскаянию. Трубные звуки шофара призывают нас к действию – к активному пересмотру своих дел и поступков с целью избежать ошибок и прегрешений в будущем.
Существует и еще одно объяснение этой традиции: звучание шофара – это как бы церемония коронации, включающая в себя особую молитвенную службу, в ходе которой, в определенной части молитвы, мы как бы провозглашаем вечное Царство Б-га, управляющего миром.
Шофар сделан из настоящего рога разрешенного для этой цели животного. В древние времена в шофар трубили, когда нужно было объявить о каком-нибудь важном событии. В Торе сказано, что день Рош а-Шана – это День звучания шофара (Йом труа).
Если Рош а-Шана выпадает на Шабат, то в шофар не трубят.

Что такое день суда
Наши мудрецы рассказывают, что на суде, совершаемом в Рош hа-Шана, не определяется место человека в будущем мире – попадает ли он рай – Ган Эден – и обретет вечную жизнь или же пропадет и сгинет в аду – Гейгиноме. В Рош hа-Шана решается лишь судьба человека в этом мире: будет он спокойно жить или умрет в мучениях.
Об этом писали наши мудрецы в трактате Рош hа-Шана, комментируя слова Танаха «Это день начала деяний Твоих, память о первом дне. Воистину – это устав для Израиля, приговор Б-га Яакова»:
«В этот день решается судьба государств: каким суждена война и каким – мир; какие обречены на голод, а каким суждено изобилие. Что же касается людей, то в этот день решается, будут они жить или умрут».
Таким образом, в Рош hа-Шана взвешиваются все поступки человека. Ему подписывают приговор, согласно которому его либо награждают, либо наказывают, смотря по его заслугам в этом мире.
Участь человека в будущем мире решается уже после его смерти.
Даже тот, кто сознает, что совершил много грехов, не должен отчаиваться – перед ним открыта дорога тшувы – раскаяния, - и если он ступил на нее до Дня Суда, его ждет спасение. Он должен знать, что всегда может склонить чашу весов в свою пользу и спасти целый мир. Поэтому евреи помогают друг другу и выполняют заповеди в период между Рош hа-Шана и Судным Днем больше и тщательнее, чем в другие дни.

Возвращение – Покаяние (Тшува)
Наши благословенной памяти мудрецы говорят: “Три книги открываются в день Суда: книга совершенных праведников, книга окончательных грешников и книга средних”.
Поскольку “нет человека, который не грешил бы” (Первая книга Царей 8,40), и даже праведники иногда не в силах устоять перед грехом, - все поступки человека взвешиваются на небесных весах. Правая чаша — чаша заслуг, левая — чаша грехов; та из них, которая будет тяжелее и опустится, становится решающей для суда. Если чаша заслуг тяжелее, человек признается невиновным, ибо у него есть много заслуг. Такого человека тотчас записывают, скрепляя запись печатью, в книгу праведников, на жизнь. Если же левая чаша весов оказывается тяжелее, т. е. грехов больше, чем заслуг, человека признают виновным и тотчас записывают, скрепляя запись печатью, в книгу грешников, на смерть.
Все совершается не по суждению нашего ограниченного разума, ибо мы судим только по тому, что видно снаружи. Суд вершит Тот, Кто знает все тайны и проникает в глубины души. Только Он может справедливо судить человека, оправдать или обвинить.
Но если чаши небесных весов находятся в равновесии, это значит, что у человека есть заслуги и добрые дела, но есть также и грехи и проступки. Это “средние”, и таких большинство. Им приговор не выносится до Дня Искупления. Дни от Новолетия до Дня Искупления, десять первых дней месяца тишрей, являются “Десятью днями покаяния”, когда средним предоставляется возможность совершить возвращение-покаяние до того, как приговор будет вынесен.
Всякий, кто щадит свою душу, должен использовать отсрочку, милостиво предоставленную ему Судьей всей земли. В эти дни Святой, благословен Он, близок ко всем ищущим Его и ко всем взывающим к Нему, как говорил пророк Йешаяhу (55,6): “Ищите Превечного, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко”.
А мудрецы говорили, что здесь речь идет о десяти днях между Новолетием и Днем Искупления.
Человек должен от всего сердца раскаяться в том, что по глупости своей восставал против Святого, благословен Он, против Царя всей земли. Ведь на смерть обрекают даже того, кто выступает против царя из плоти и крови, и тем более, когда совершают грех против Царя царей, безраздельного Властелина небес и земли, от Которого не убежишь и не скроешься, как говорил пророк Ирмеяhу (23,24).

Ташлих
В первый день праздника выполняют особый обряд, называемый ташлих («встряхивание»). Люди идут на берег реки или иного водоема и там, совершая обряд ташлих, как бы избавляются от грехов – встряхивают концы одежды и произносят при этом соответствующие псалмы. (Если первый день Рош а-Шана выпадает на Субботу, обряд ташлих совершают во второй день).

Асерет йемей тшува
Десять дней между Рош а-Шана и Йом кипуром (который наступает в десятый день месяца Тишрей) называются Десятью днями раскаяния. В эти дни принято молиться и просить Всевышнего простить грехи, которые мы совершили, не выполнив или нарушив Его заповеди. Полагается также вспомнить о людях, которым вы нанесли вольные или невольные обиды, и попросить у них прощения. Принято также не таить в душе обиды и прощать людей, которые просят у вас прощения.