Архив за июля, 2006

Структура народного хозяйства ЕАО

Пятница, июля 28, 2006

Промышленность.
Экономика области специализируется на машиностроении и легкой промышленности. Производят сельскохозяйственные машины, силовые трансформаторы, цемент, мебель, обувь, трикотаж, швейные изделия. Ведутся разработки месторождений олова.

Сельское хозяйство.
Область является овоще-картофельной и мясомолочной базой Хабаровска. Сельскохозяйственные угодья занимают около 8% территории. Главная посевная культура - соя, выращивают также пшеницу, овес, ячмень, картофель и овощи. Развито пчеловодство. Разводят крупный рогатый скот, свиней. Действуют два завода по разведению кеты.

Транспорт.
Основа транспорта - Транссибирская железнодорожная магистраль и водный путь по Амуру (около 500 км). Все населенные пункты связаны между собой и центром автомобильным, железнодорожным или речными судоходными трассами.
В административном центре области - Биробиджане имеются железнодорожная станция, речной порт, местный аэропорт.
Ведущая отрасль промышленности в городе - легкая (производство трикотажных и швейных изделий, обуви), работают заводы - сельскохозяйственных машин и силовых трансформаторов. Имеются предприятия деревообрабатывающей и пищевой промышленности.

Ту-Бишват (Новый год деревьев)

Четверг, июля 20, 2006

Что такое ноый год деревьев?

Первое упоминание об этом празднике мы находим в Мишне, которая приводит два мнения о том, когда следует отмечать Новый год деревьев. По мнению школы Шамая, это 1 швата; по мнению школы Гилеля - 15 швата. Как и в большинстве случаев, когда мнения двух школ мудрецов расходились, закон был установлен в соответствии с мнением школы Гилеля, и мы отмечаем Новый год деревьев 15 швата.

Когда мудрецы вели дискуссии о том, в какой именно день следует отмечать Новый год деревьев, они, разумеется, не имели в виду, что в этот день должны устраиваться торжественные церемонии или экскурсии на лоно природы. Речь шла об определении даты, с которой отсчитывают годы жизни дерева. А это, в свою очередь, важно для правильного отделения маасера (”десятины”) от плодов этого дерева - потому что запрещено отделять маасер от плодов одного урожая, намереваясь тем самым исполнить эту обязанность в отношении плодов урожая другого года.

Почему же все-таки было решено, что Новый год деревьев приходится на 15 швата?

Наши предки, жившие в Стране Израиля, были опытными и наблюдательными земледельцами. Поэтому и возобладало их мнение, что до середины месяца шват деревья пьют влагу, которая сохраняется в почве еще с прошлого года, а с 15 швата и далее - воду дождей, выпавших уже в новом году.

Хотя изначально ТУ-БИШВАТ был установлен лишь для того, чтобы правильно исполнять заповедь маасера, с течением времени крестьяне стали рассматривать его как своеобразный Судный день деревьев, день, когда решается их судьба на будущий год, подобно тому, как судьба человека решается в Рош-Ашана, новый год. До нас дошло древнее стихотворение - молитва о благополучии деревьев.

Предание говорит, что когда деревья увидели, что Всевышний дал людям праздник Нового года, у них возникло чувство зависти. Тем более, что Тора (в книге Дварим, 20:19) человек сравнивается с деревом. И стали деревья просить Всевышнего, чтобы Он и им тоже установил праздник Нового года.

Всевышний спросил у деревьев, в какое время хотели бы они праздновать свой Новый год. Ответили деревья, что шват - подходящее для этого время, потому что вся их жизнь зависит от воды, а в этом месяце идут обильные дожди. Согласился с ними Всевышний и назначил Новый год деревьев на 1 швата. Но деревья попросили перенести праздник на середину месяца. Почему? А потому, что первый день каждого месяца, рош-ходеш - это и так праздник, а кроме рош-ходеша нет в месяце шват накаких праздничных дней. Деревья же хотели украсить своим праздником месяц шват. В споре школы Шамая со школой Гилеля этот довод деревьев оказался решающим, и мы по сей день отмечаем Новый год деревьев 15 швата.

Значение деревьев

В третий день Творения, - говорит нам Тора, - Всевышний создал плодовые деревья различных видов (Брейшит, 1:11). Невозможно переоценить значение деревьев для человека. Что может сравниться со вкусом сочных плодов - апелтсинов, яблок, фиников и инжира, персиков и абрикосов? Но и неплодовые деревья приносят нам неоценимую пользу. Могучие эвкалипты осушили не одно малярийное болото, корни деревьев не дают дождям и подпочвенным водам размывать плодородную почву. Кроны деревьев дают благодатную тень, их зеленая листва радует глаз человека. Но деревья приносят нам и вполне ощютимую материальную пользу: их стволы идут на изготовление строительных материалов, мебели, бумаги и многого другого.

Деревья в евреской традиции

Тора придает столь большое значение деревьям, что даже сравнивает с ними человека: “…подобно человеку дерево в поле” (Дварим, 20:19). Моше (Моисей), отправляя разведчиков в Ханаан, просит их выяснить “есть ли там деревья или нет” (Бемидбар, 13:20). Ведь по наличию деревьев можно судить о климате и природе страны. А чтобы упрочить связь еврейского народа со страной, которую Всевышний дает ему в вечное владение и в которую он собирается вступить, Тора повеливает: “А когда придете вы в страну, посадите всякие плодовые деревья” (Ваикра, 19:23). Народу Израиля предстоит отвоевывать страну у ханаанских народов в ходе войны, а война, как известно, несет с собой разрушение и гибель. Но деревьям Тора запрещает наносить ущерб: “Если осаждать будешь город долгое время, чтобы взять его вбою, то не губи деревьев его, занося на них топор, ибо от него ты ешь, и его не срубай” (Дварим, 20:19).

Когда еврейский народ расселился в своей стране и начал обрабатывать ее землю, деревья составили неотъемлемую часть его природного окружения, в котором протекала жизнь земледельца. Танах (Священное писание) изобилует пословицами, поговорками, образами, где фигурируют деревья, которыми славится страна Израиля. Пророк Йешаягу сравнивает еврейский народ с виноградником Бога, описывая при этом работы по уходу за виноградником (Йешаягу, 5:1-7). Царь Давид сравнивает в своих псалмах праведника с “деревом, посаженным у водных потоков” (Тегилим, 1:3) и говорит, что “праведник расцветет как финиковая пальма” (Тегилим, 92:13). Жена праведного человека подобна “плодоносной виноградной лозе”, а дети его словно “молодые масличные деревца” (Тегилим, 128:3).

Безмятежная мирная жизнь народа Израиля во времена царствования Шломо (см. Млахим I, 5:5) и эпоха всеобщего мира и благоденствия во всем мире в конце дней также описаны в образах, в которых деревья занимают заметное место: “И будет каждый сидеть под лозой виноградной своей и под смоковницей своей” (Миха, 4:4).

Мудрецы эпохи мишны и Талмуда также подчеркивали значения деревьев в жизни человека: “Когда срубают плодовое дерево, голос его доносится до края земли, хотя человек этого голоса и не слышит” (Пиркей дераби Элиэзер, 34). Бессмысленную вырубку деревьев Талмуд включает в число четырех преступлений, из-за которыз происходят затмения солнца и луны. А о том, какое значение придается посадке деревьев, свидетельствуют слова рабана Йохана бен Закая: “Если ты занят посадкой дерева, а тебе говорят: “Вот, пришел Машиах!”, то закончи посадку и лишь потом иди встречать его” (Агадот дераби Натан, 52).

Разведчики, которых Моше послал в Ханаан, вернувшись, принесли с собой гроздь винограда - символ плодородия страны.

Семь видов растений, которыми славится страна Израиля

Семью видами растений, которые составляют важнейшую часть рациона человека, славится Страна Израиля. Тора говорит, что Эрец Исраэль - это “страна пшеницы, и ячменя, и винограда, и инжира, и гранатов, страна оливкового масла и меда” (Дварим, 8:8).

ПШЕНИЦА:
Первой из семи видов растений названа пшеница - благодаря ее исключительной важности. Как в древности, так и в наши дни пшеница входит в число важнейших злаковых, употребляемых человеком в пищу, - из пшеничной муки выпекают хлеб. В праздник Шавуот первинки урожая пшеницы приносили в Иерусалимский Храм.

ЯЧМЕНЬ:
Этот злак нуждается в меньшем количестве воды, чем пшеница, поэтому он дает отличные урожаи на засушливых полях Негева. Ачмень созревает раньше пшеницы, его жатва начинается уже в месяце нисан. Во времена Храма на исходе первого дня праздника Песах главы народа Израиля выходили в поле в окрестностях Иерусалима, сжимали ячмень и мололи муку. Омер (ок. 2500 куб.см.) этой муки доставляли в Храм. Ячменный хлеб не так вкусен, как пшеничный, и поэтому в древности считался пищей бедняков.

ВИНОГРАД:
Человек выращивал виноград еще в доисторические времена. Тора говорит, что первый виноградник разбил Ноах. Страна Израиля испокон веков славилась своим виноградом, и не даром еврейский язык так богат пословицами, образами и метафорами, связанными с виноградом.

ИНЖИР:
Смоковница - дерево с густой развесистой кроной. Цветение смоковницы - признак приближающейся весны, как сказано в книге Песнь Песней: “…на смоковнице началось созревание плодов” (Шир гаширим, 2:13). Плоды смоковницы, инжир, едят как в сыром виде, так и в сушеном. Сушеный инжир содержит до 75% сахара. Среди плодов, которые разведчики принесли Моше, был инжир - символ плодородия Страны Израиля.

ГРАНАТ:
Невозможно оторвать глаз от цветущего гранатового дерева. И плоды его великолепны. Не случайно автор Песни Песней сравнивает висок своей возлюбленной с “долькой граната” (Шир гаширим, 4:3). Изящные формы этого плода издревле вдохновляли мастеров: изображения граната украшали Иерусалимский Храм и одежды первосвященника.

МАСЛИЧНОЕ ДЕРЕВО:
В Эрец Исраэль широко распространено масличное дерево - широкоствольное, ветвистое, долговечное растение. В Галилее встречаются масличные деревья, которым перевалило за тысячу лет. Плодами масличных деревьев человек пользуется с древнейших времен. Маслины употребляют в пищу, из масло используют как в пищу, так и для различных хозяйственных нужд. Масличное дерево является столь характерной частью пейзажа Эрец Исраэль, что веточки этого дерева были выбраны для украшения герба Государства Израиль: они обрамляют сумисвечник - Менору.

ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА:
Плоды этого высокого ветвистого дерева Тора называет “медом”. Ветвь финиковой пальмы входит в число “четырех видов растений”, над которыми в праздник Сукот мы произносим особое благословение. Финики можно есть как в свежем, так и в сушеном виде. Не случайно Тора называет финики “медом”: из них действительно изготовляют мед, концентрация сахара в них очень высока.