Архив за августа, 2006

Шавуот (Асельте)

Пятница, августа 25, 2006

ПРАЗДНИК ТОРЫ

Слово шавуот означает “недели”, шавуа на иврите “неделя, седмица”. От второго дня Песаха до праздника Шавуот мы отсчитываем 49 дней - 7 недель, 7 седмииц.

Шавуот - праздник дарования Торы. В этот день Моисей получил на горе Синай Закон, которому мы следуем и сегодня. Дарование Торы - символ вечного союза еврейского народа с Богом. Тора рассказывает нам, кто мы такие, и учит нас, как мы должны жить. Она учит людей отличать добро от зла. В десяти заповедях содержатся основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек. Еврейский народ у подножья горы Синай принял на себя обязанность следовать законам Торы и нести ее свет сквозь века. Как наше тело не может обходиться без пищи, которую дарит нам земля, так и наша душа не может существовать без слов Торы, которую нам подарил Бог.

Выпускники еврейских религиозных школ, а также высших учебных заведений заканчивают занятия и получают аттестаты и дипломы в канун праздника Шавуот. Завершение цикла обучения подобно завершению полевых работ. Как крестьянин снимает свой урожай с поля, так и еврейская община пожимает свой “урожай” - она пополняется учеными и людьми, сведущими в Законе.

ШАВУОТ В ДРЕВНОСТИ

Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определенное историческое событие, имевшее огромное значение для всего народа, но и наступление нового сезона года, завершение очередного этапа земледельческих работ.

В древности Израильтяне были земледельческим народом, ии некоторые их праздники были связаны с годовым земледельческим циклом. Шавуот праздновался в начале сезона жатвы пшеницы. Тревожные дни омера, от которых зависела судьба будущего урожая, подходили к концу. Крестьянин с удовлетворением наблюдал, как поднимаются хлеба у него на полях, как наливаются колосья. Он испытывал радость при мысли, что труды его вознаграждены. Он благодарил Бога, принося ему жертвы от плодов нового урожая. Из пшеницы свежего помола выпекали два прекрасных каравая и торжественно несли их в Храм. Другой жертвой были первые плоды, первые фрукты. В Талмуде рассказывается, что земледельцы, осматривая плодовые деревья во время цветения, выбирали самые лучшие завязи и тут же отмечали их, обвязывая бумажной лентой. Когда плоды созревали, их складывали в корзину и несли в Иерусалим, в Храм.

Люди стекались к Иерусалиму со всех концов страны. Приближаясь к столице, они объединялись в праздничную процессию. Рога волов, впряженных в повозки, были позолочены и украшены венками. Каждая семья везла корзины со спелыми гранатами, маслинами, смоквами, виноградными гроздьями; в руках у всех были колосья пшеницы, зеленые ветви с плодами. Люди пели и танцевали. Вместе со всеми двигались музыканты. в Иерусалиме к процессии присоединялись городские жители - ремесленники, торговцы, царские слуги. Даже сам царь шагал с корзиной на плече вместе со всеми по направлению к Храмовой горе. Процессия подымалась к Храму, где происходило приношение жертв. Это был настоящий всенародный праздник.

Сейчас, когда у нас нет Храма, мы не можем приносить жертвы первых плодов, но мы украшаем зелеными ветвями и гирляндами цветов и фруктов синагоги и дома. Дети идут в школу или в детский сад с венками на головах и с корзинками, полными свежих фруктов.

ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА ШАВУОТ

Шавуот - самый короткий из трех главных еврейских праздников: Песах празднуется семь дней, Суккот - восемь, а Шавуот - всего один день. Поэтому в ночь праздника - чтобы продлить его - многие вообще не ложатся спать, а чиитают книгу “Тикун лейл Шавуот”, которая содержит основные мысли и положение как Письменной, так и Устной Торы.

Старинное предание гласит, что в ночь Шавуот небеса раскрываются и все молитвы достигают Бога.