Архив за октября, 2007

Имена известных евреев в названиях мюнхенских улиц. Философы

Вторник, октября 30, 2007

Одна из крупнейших фигур философской науки ХХ в. Э. Гуссерль соседствует с духовным лидером сионизма М. Бубером, католическим профессором теологии Э. Штайн, марксистом Э. Блохом, гуманистом Г. Бергсоном.

Неоднозначна фигура философа, социолога, политолога и публициста Х. Арендт. Её размышления о причинах Катастрофы, боль за то, что произошло, иногда трансформируются в критику еврейских организаций и, что совсем неуместно, в упрёки, которые адресуются всему еврейскому народу. Израильский публицист, бывший еврейский диссидент М. Хейфец пишет вслед за Х. Арендт: “…евреи в нашем столетии (имеется в виду ХХ в. - прим. редактора) были равнодушными участниками исторических игр народов, и чудовищная катастрофа, обрушившаяся на них, была результатом не только злобных умыслов врагов человечества, но и роковых просчётов самого еврейства, его лидеров и активистов”. Такие высказывания используются теми, кто необоснованно выдвигает всевозможные, лишенные основания обвинения в адрес еврейского народа.

Вот и А. Солженицын в своей последней книге приводит данное высказывание, следуя своему методу “цитировать цитированных” (”Двести лет вместе”, т.2, с.389).

Имена известных евреев в названиях мюнхенских улиц. Политические деятели

Пятница, октября 26, 2007

Среди политиков (в соответствующем разделе их 8, фактически к ним можно добавить поэта, драматурга и политического деятеля Э. Толлера, преподавателя и предпринимателя П. Вассермана.) - двое центристов (Г. Пройсс, В. Ратенау), один правый (П. Вассерман), остальные деятели левых устремлений (социалисты, анархисты). Думается, здесь две причины. Еврейской ментальности ближе левые, утопические, мессианские идеи. У. Черчилль, в общем-то, расположенный к евреям, даже юдофил в какой-то мере, как-то сказал: “Евреи делятся на сионистов, консерваторов и большевиков”. Один из персонажей бессмертного произведения И. Ильфа и Е. Петрова возглашал: “Левые, …левые. Все евреи левые!” Возможно, сыграло определённую роль то, что правящей партией в городе длительное время были социал-демократы, отдававшие своё предпочтение при наименовании улиц идеологическим единомышленникам. Припоминается, что в своё время в Москве было три улицы К. Маркса (улица, проспект и улица Маркса - Энгельса, марксистская улица и переулок с таким же названием). Теперь остались только марксистские улица и переулок. Исчез с карты Европы и г. Карл-Марксштадт (в бывшей ГДР).

В Берлине есть улицы К. Маркса, К. Эйснера. Улицы Э. Мюзама в Берлине нет. Однако в городе Любеке есть общество Э. Мюзама. На здании, где будущий поэт и анархист работал в аптеке своего отца, есть любопытная мемориальная доска. На ней три записи. Первая из них свидетельствует, что в этом доме останавливалась императрица, когда она вместе с императоров Карлом IV посетила Любек в 1375 г. Вторая запись гласит, что в этой аптеке в 1812-1816 работал Ф. Рунге, открывший анилин, фенол, кофеин. Третья запись посвящена Э. Мюзаму.

Еврейские языки

Вторник, октября 16, 2007

Несмотря на генетическое и религиозное единство еврейского народа, в силу исторических причин (в первую очередь географического рассеяния) 13 млн. евреев мира говорят более чем на 20 языках.
Языком религиозного культа всегда оставался иврит. На втором плане (по выражению лингвиста Б. Подольского - “дополнительным религиозным языком”) был арамейский. Но в быту, в семье, евреи пользовались еще одним языком - зачастую родственным грамматически языку местного населения, но ментально и во многом лексически сходным с ивритом.
Все без исключения еврейские языки имеют общее - древнееврейское (палестинское) - словарное и интонационное ядро, однако грамматические и лексические особенности заставляют относить их к разным языковым семьям и группам. Однако все они (кроме ладино) пользуются еврейским алфавитом.

Иврит (обновлённый древнееврейский язык, провозглашённый государственным языком Израиля) относится к семитской группе семито-хамитской семьи.

Арамейский язык (в Средние века служивший разговорным почти на всём Ближнем Востоке, а ныне существующий в форме новоарамейского, или новоассирийского языка), относится к той же группе.

На различных диалектах еврейско-арабского (магрибского) языка, относящегося, естественно, к семитской группе семито-хамитской семьи, существовала большая разнообразная литература. Одним из самых известных переводчиков ТАНАХа на еврейско-арабский был Саадия Гаон (882 - 942).

Еврейско-берберский язык принадлежал к ливийско-гуанчской группе семито-хамитской семьи; единственный сохранившийся древний текст – перевод Пасхальной Агады и отдельные стихи из ТАНАХа.

Идиш (язык европейских евреев - ашкенази) относится к германской группе индоевропейской семьи.

Ладино - язык средиземноморских, в первую очередь испанских, евреев (он же сефардский, жудезмо, спаньоль) относится к романской группе индоевропейской семьи. К ладино примыкают еврейско-португальский и еврейско-каталонский языки. Другой язык, развившийся из еврейско-романского лааза (лоэза) - еврейско-итальянский. Существовали также еврейско-провансальский и еврейско-французский языки.
Еврейско-греческий язык (Romaniote), относящийся к греческой группе индоевропейской семьи, не следует путать с вариантами древнегреческого языка, на котором говорили эллинизированные евреи в древности. Язык сохранялся до Второй мировой войны.

Бухарско-еврейский язык (язык среднеазиатских евреев) относится к иранской группе индоевропейской семьи.

Горско-еврейский (язык кавказских евреев, ошибочно смешиваемый с татским, на который он немного похож), также принадлежит к иранской группе.

Малаялам-еврейский язык (язык кочинских евреев) относится к южной группе дравидийской семьи, близок языку народности малаяли (отсюда название) и тамильскому языку. На нем говорят еврейские жители индийского штата Керала, многие из которых репатриировались в Израиль.

Крымчакский язык (язык крымских евреев) относится к тюркской группе алтайской семьи.