Архив за декабря, 2007

Сионизм

Воскресенье, декабря 23, 2007

Современная трактовка древних мотивов

Слово “сионизм” происходит от библейского “Сион”, часто употреблявшегося как синоним Иерусалима и даже Страны Израиля (Эрец-Исраэлъ) в целом. Сионизм - это идеология, выражающая непреклонное стремление еврейского народа жить на своей исторической родине - в Стране Израиля, Сионе.

Тоска по утраченной родине и острое желание вернуться в Сион впервые охватили сердца евреев около двух с половиной тысяч лет назад во время вавилонского пленения - мечта, которой суждено было довольно скоро сбыться. (”На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, вспоминая Сион”. Псалмы 137:1). Таким образом, политический сионизм, возникший в 19-м веке, не изобрел ни принципиально новой идеологии, ни практики возвращения. В сущности, он лишь усвоил древнюю идею и приспособил ее к текущему моменту, в духе своего времени превратив пассивное выжидание в активное движение.

Суть сионистской идеи выражена в Декларации независимости Государства Израиль (провозглашенной 14 мая 1948 года), которая, inter alia, гласит:

“Эрец-Исраэль является родиной еврейского народа. Здесь сложился его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он впервые обрел собственное суверенное государство, создал величайшие ценности национальной и общечеловеческой культуры и дал миру бессмертную Книгу книг.

Насильно изгнанный из родной страны, народ оставался верен ей на протяжении всего периода рассеяния, не переставал молиться о возвращении на родную землю и надеяться на возрождение в ней своей политической независимости”.

Историческая связь еврейского народа с его страной

Идеи сионизма базируются на исключительно долгой связи между еврейским народом и его страной, связи, которая зародилась почти 4 тысячи лет назад, когда праотец Авраам поселился в Ханаане, позднее получившем наименование Земли Израиля. Около 1000 года до н.э. царь Давид сделал Иерусалим столицей своего государства, а сорока годами позже его сын Соломон выстроил здесь Храм единому Богу, превратив таким образом Иерусалим в духовный и политический центр нации. Свыше 400 лет независимости под правлением династии Давида подошли к концу в 586 году до н.э., когда страна была завоевана вавилонянами, которые разрушили Храм и увели в плен большую часть народа. Однако менее чем через сто лет евреи вернулись на родину, отстроили Храм и восстановили еврейскую жизнь в стране. На протяжении последующих веков они сохраняли те или иные формы самоуправления под персидским владычеством (538-ЗЗЗгг. до н.э.) и эллинистическим (333-142гг. до н.э.), вновь добились полной независимости при Хасмонеях (142-63гг. до н.э.), но затем постепенно лишились ее, познав деспотизм римского правления. Когда римляне покусились на их право соблюдать традиции иудаизма и вести еврейский образ жизни, они подняли серию восстаний, достигших своего апогея в 66 году н.э.

После четырех лет кровопролитных сражений римлянам удалось подавить восстание, они сожгли Иерусалимский Храм и сравняли его с землей. Многие тысячи евреев были убиты, проданы в рабство или рассеяны по ближним и дальним странам. От всего комплекса храмовых построек уцелела лишь Западная стена, превратившаяся в место паломничества и религиозного поклонения для многих поколений евреев и остающаяся главной святыней иудаизма вплоть до наших дней.

В 132 году евреи подняли новое восстание и сумели на три года восстановить свой суверенитет в стране. В конечном счете восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Ликвидировав последние остатки сопротивления и уничтожив тысячи евреев, римляне решили стереть саму намять о присутствии евреев в Земле Израиля и переименовали страну в Палестину.

Небольшая еврейская община, продолжавшая существовать в стране, постепенно окрепла и восстановилась. Еврейская организационная и общественная жизнь претерпела существенные изменения, приспособившись к новой ситуации - без унифицирующих рамок государства и Храма. Священники были заменены раввинами, и в условиях отсутствия центрального места богослужения синагога превратилась в ядро общественной и религиозной жизни каждой из разбросанных по стране общин.

Между 636-м и 1096-м годами численность еврейского населения в стране значительно сокращается. Под арабским правлением распадаются организационные и религиозные связи, что влечет за собой усиление социальной и экономической дискриминации евреев. На протяжении последующих веков в стране сохраняется лишь незначительное еврейское присутствие, подкрепляемое время от времени отдельными группами возвращающихся из диаспоры изгнанников.

В 1191-1198 годах имеет место еврейская алия (репатриация) из Северной Африки, в конце 15-го века прибывают немногочисленные группы изгнанников из Испании, в середине 17-го века Земли Израиля достигают спасшиеся от резни на Украине. В том же веке набирает силу мессианское движение Шабтая Цви из Измира, некоторым из приверженцев которого удается поселиться в стране. В 1700 году несколько сот семей евреев-хасидов прибывают из Восточной Европы. Новый, достаточно значительный поток алии в 18-м и в начале 19-го веков позволил евреям Иерусалима, начиная с 1844 года, превратиться в самую крупную религиозную общину города. Таким образом, волнам массовой сионистской репатриации, начавшейся в 1882 году и продолжавшейся в течение всего 20-го века, предшествовали многие “малые” спорадические притоки евреев в страну.

Основные концепции сионизма

Центральными концепциями сионизма являются, во-первых, восприятие Земли Израиля как исторической родины еврейского народа и, во-вторых, убеждение, что в любом другом месте евреи обречены влачить существование изгнанников. Моше (Мозес) Гесс в своей книге “Рим и Иерусалим” (1844г.) так выражает эту идею:

“Два исторических периода формируют развитие еврейской цивилизации: первый - после освобождения из Египта, и второй - после возвращения из Вавилона. Третий наступит с освобождением из третьего изгнания”.

На протяжении веков изгнания евреи сохраняли крепчайшую и совершенно уникальную привязанность к своей исторической родине; тоска по Сиону становится лейтмотивом религиозных ритуалов и литературы. Приступая к молитве, евреи обращаются лицом к востоку, к Земле Израиля. Во время утренней службы произносятся слова: “Собери нас в мире с четырех концов света и поведи нас прямым путем в нашу Землю”. Молящиеся неоднократно провозглашают: “Благословен Ты, Господь, отстраивающий Иерусалим” и “Благословен Ты, Господь, возвращающий Свое присутствие в Сион”. Благодарственная молитва после трапезы включает в себя благословение, которое заканчивается мольбой о восстановлении “Иерусалима, святого города, вскоре, в наши дни”. Во время церемонии бракосочетания жених обязуется “поставить Иерусалим во главу веселия своего”. Во время церемонии обрезания младенца читается стих из псалма: “Если забуду тебя, о Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука”. Во время торжественного застолья в праздник Песах каждый еврей произносит: “В следующем году в Иерусалиме”. В период траура родственников усопшего утешают напоминанием о Земле Израиля: “Благословен Ты, Господь, утешитель в Сионе и строитель Иерусалима”. Страстное желание еврейского народа вернуться на свою землю постоянно находило выражение и в прозе, и в поэзии, как на иврите, так и на других еврейских языках, возникших в века изгнания: идише в Восточной Европе и ладино в Испании.

Холокост

Среда, декабря 12, 2007

“Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был коммунистом. Затем они пришли за профосоюзными работниками. Я молчал - я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне.”

Пастор Мартин Нимеллер,
узник нацистских концлагерей

Сегодня тема Холокоста изучается во всём мире, и это знание, бесспорно, поможет не только понять прошлое, сохранить память о нём, но и предотвратить любые проявления расизма и дискриминации в будущем. Но почему-то исследователи Холокоста забывают о том, что он коснулся цыган также, как и другие народы. К сожалению, когда говорят об ужасах Второй мировой войны, в дни, когда чтут память погибших, о цыганах даже не упоминают, как будто бы полмиллиона цыган не лежат в могилах: расстрелянные, удушенные газом, заморенные голодом в концлагерях. Много это или мало? Достаточно ли это для того, чтобы считать цыган жертвами Холокоста наравне с остальными? Решать Вам.

В мире созданы крупные музеи, посвящённые истории Холокоста, такие как Центр Катастрофы в Тель-Авиве и Музей Холокоста в Вашингтоне. Таких музеев становится всё больше и больше. В этих музеях рассказывается об уничтожении евреев, хотя преследования цыган уникальны именно таким же принципом тотальности – цыгане любой страны и любого вероисповедания, любых занятий подлежали уничтожению всюду, где у власти оказывались нацисты.

Следует особо подчеркнуть, что число в 500 тысяч погибших цыган, фигурирующее сейчас в специальной литературе, является неточным. Сводя данные по разным странам, историки пользовались самыми приблизительными, и, по их же признанию, заниженными оценками.

В первые послевоенные десятилетия сохранялся шанс на уточнение данных. Ещё были живы свидетели геноцида - как цыгане, так и местные жители. За этот период была проведена огромная работа по увековечению памяти жертв фашистского террора - евреев по национальности. Это не удивительно: евреи отличались более высоким уровнем образования; исследование холокоста стало делом чести вновь появившегося государства Израиль, наконец, богатая еврейская диаспора в различных странах мира финансировала работу историков и выпуск литературы. В результате в фондах библиотек есть сотни специальных исследований, посвящённых геноциду евреев и всего несколько книг о геноциде цыган.

С горечью приходится констатировать, что цыганская трагедия осталась незамеченной миром, шанс достойно увековечить память погибших цыган уже упущен. В современном мире нет ни научных сил, ни организационных структур, ни финансовых средств на то, чтобы хотя бы оценить масштабы фашистских преступлений. Уже через два-три десятилетия приуменьшенное число погибших цыган будет фигурировать в литературе как окончательные выводы исторической науки - без всяких скидок на его вопиющую приблизительность.

Правительство Германии официально признало жертвами холокоста цыган. В соответствии с “Соглашением по делу об имуществе жертв Холокоста” ими считаются: любое лицо или группа лиц, которые подвергались или были объектами преследований со стороны нацистского режима по причине того, что они были или считались евреями, лицами национальности рома/синти, Свидетелями Иеговы, лицами с психическими или физическими недостатками или инвалидами”

Но вернёмся к истории возникновения холокоста.

В ХIХ веке в рамках колониальной экспансии и новой биологии выделялись расовые теории, которые и привели, в конечном счёте, к холокосту. Их авторы конструировали человеческие “расы”, которые были не просто неравноценны, а находились в состоянии борьбы друг с другом за ресурсы и пространство. Цыгане и евреи оказались “низшей расой” в иерархии, которая в нацистском мировоззрении выглядела следующим образом:

арийцы или германцы
другие западноевропейские народы
славяне
негры
евреи и цыгане

Согласно нацистской идеологии, каждая раса занимает определённое место во избежание конфликтов. Тех же, кто привносит конфликты, в первую очередь, цыган, считали чужаками и смутьянами. Цыган убивали систематически потому, что их считали лишёнными родины и неинтегрируемыми.

Концепция так называемой расовой “гигиены” основывалась на теориях Ч.Дарвина, английского философа Г. Спенсера и немецкого зоолога Э. Геккеля. Термин “расовая гигиена” был изобретён немецким учёным А. Плётцем, который использовал это понятие в своей утопической теории, согласно которой строгие правила воспроизводства должны были привести к улучшению германской расы. Его концепция расовой гигиены означала необходимость различать между представителями “витальной” расы им “низшими элементами” и соответствующего отбора. Первых следовало искусственно поддерживать, тогда, как воспроизводство вторых надо было предотвращать.

В начале ХХ века эта теория становится более распространённой и радикальной. В 1923 г. в Мюнхенском университете была создана кафедра расовой гигиены. В 1927 г. в Берлине основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, подобных расовой гигиене. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле - врач, который во время своей “работы” в Освенциме был прозван “ангелом смерти”.

Лагерь становится характерен для нацистского преследования групп, депортация, массовое уничтожение делаются главным инструментом нацистской расовой политики.

Особенностью является намерение тотального, абсолютного уничтожения цыган, евреев и неизлечимо больных, в то время как существует целое направлении историков, которые подчёркивают только уникальность уничтожения европейских евреев.

В 1936 году в Берлине в экспериментальном отделении расово-гигиенических проблем при имперском ведомстве здравоохранения появился новый начальник - доктор медицины Роберт Риттер. Он полностью посвятил себя исследованию цыган. В 1944 в картотеку было внесено 23822 человека. Доктор Риттер считал, что цыгане являются “продуктом смешивания рас, причём преимущественно они скрещиваются с ворами, уголовными преступниками, что привело к созданию цыганско-воровского люмпен-пролетариата”. Вывод был сделан следующий: “Поскольку мы признали цыган изначально примитивными, и отставание в умственном развитии делает их неспособными к жизни в обществе, их следует отправлять в крупные трудовые лагеря”.

В Антропологическом институте Тюбингенского университета до самого последнего времени хранилась картотека 20 тысяч умерщвлённых цыган: шестнадцатиметровые стеллажи, уставленные папками с данными обмеров, фотографиями, отпечатками рук и ног, с перечнем близких и далёких родственников. Вердикт “смертная казнь” выносился не юристами, а биологами, которые, “изучив” дело, неизменно приходили к выводу: данный экземпляр не только не представляет ценности для общества, но и опасен для него.