Христианство и иудаизм: конфликт из-за наследства

На свете есть немало разных религий, которые достаточно мирно сосуществуют, не навязывая друг другу теологических дискуссий. Есть другие ситуации, когда религии конфликтуют и даже воюют между собой. Но отношения между иудаизмом и христианством уникальны: в этом конфликте в течении почти двух тысяч лет более молодая религия- христианство- претендовала (а некоторые её направления претендуют и сейчас) на то, что она-то и является истинной наследницей древнего иудаизма. осгласно этому доминировавшему в течение веков подходу -”теологии замещения” - христианство признавало, что оно происходит от еврейского учения, но стремилось при этом как бы отодвинуть его в сторону и занять его место в том диалоге, который, согласно обеим религиям, Бог ведет с человечеством. Признавая, что в древности Бог выбрал еврейский народ Своим собеседником в этом диалоге (и, если угодно, Своим инструментом для того, чтобы нести Божественный свет всему человечеству) и дал ему для этого Откровение - Тору и всю еврейскую Библию, которую христиане называют Ветхим Заветом. Но при этом христианство утверждало, что Бог впоследствии отказался от диалога с евреями и отменил действие Ветхого Завета, которым христиане называли себя Новый Израиль (то есть истинный и современный Израиль). Декларируемая в течение столетий претензия христиан на то, что вера в Иисуса призвана заменить еврейский Завет, находила порой интеллектуальное выражение - например, в диспутах, где евреи вынуждены были выступать как ответчики перед церковью; иногда же эта претензия выражалась физически - крестовыми походами, погромами и принудительными крещениями под угрозой смерти. Евреи сами, конечно, не стремились вступать в религиозный спор с иноверцами. Однако ситуация совершенно меняется, когда этот конфликт переносится на собственно еврейскую почву. Христианам-неевреям иудаизм, в принципе, относится нейтрально: мы уважаем их взгляды поскольку для них эти взгляды являются монотеизмом. Что касается конкретной формы, которую этот монотеизм принимает в христианстве (с которой мы, конечно, не согласны) - то мы считаем, что они вправе верить в то, во что они хотят верить, и что не нам их переубеждать. И поэтому в отношении евреев, принявших христианство, дело обстоит иначе. Такие евреи вызывают у большинства еврейского народа (даже нерелигиозного) инстинктивное чувство брезгливости, отторжения, неприятия,- как будто эти люди изменили возложенной на них миссии, уклонились от возложенного на них долга (правда, в чем именно заключаются эта миссия и этот долг, многие далекие от собственной религии евреи в нашем поколении представляют себе довольно смутно). Это инстинктивное отвержение и неприятие распространяется также на возникшие не так давно новые формы обращения евреев в христианство - общины “мессианских евреев”, или “христианских евреев”.

Метки:

Комментарии закрыты.