Холокост

“Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был коммунистом. Затем они пришли за профосоюзными работниками. Я молчал - я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне.”

Пастор Мартин Нимеллер,
узник нацистских концлагерей

Сегодня тема Холокоста изучается во всём мире, и это знание, бесспорно, поможет не только понять прошлое, сохранить память о нём, но и предотвратить любые проявления расизма и дискриминации в будущем. Но почему-то исследователи Холокоста забывают о том, что он коснулся цыган также, как и другие народы. К сожалению, когда говорят об ужасах Второй мировой войны, в дни, когда чтут память погибших, о цыганах даже не упоминают, как будто бы полмиллиона цыган не лежат в могилах: расстрелянные, удушенные газом, заморенные голодом в концлагерях. Много это или мало? Достаточно ли это для того, чтобы считать цыган жертвами Холокоста наравне с остальными? Решать Вам.

В мире созданы крупные музеи, посвящённые истории Холокоста, такие как Центр Катастрофы в Тель-Авиве и Музей Холокоста в Вашингтоне. Таких музеев становится всё больше и больше. В этих музеях рассказывается об уничтожении евреев, хотя преследования цыган уникальны именно таким же принципом тотальности – цыгане любой страны и любого вероисповедания, любых занятий подлежали уничтожению всюду, где у власти оказывались нацисты.

Следует особо подчеркнуть, что число в 500 тысяч погибших цыган, фигурирующее сейчас в специальной литературе, является неточным. Сводя данные по разным странам, историки пользовались самыми приблизительными, и, по их же признанию, заниженными оценками.

В первые послевоенные десятилетия сохранялся шанс на уточнение данных. Ещё были живы свидетели геноцида - как цыгане, так и местные жители. За этот период была проведена огромная работа по увековечению памяти жертв фашистского террора - евреев по национальности. Это не удивительно: евреи отличались более высоким уровнем образования; исследование холокоста стало делом чести вновь появившегося государства Израиль, наконец, богатая еврейская диаспора в различных странах мира финансировала работу историков и выпуск литературы. В результате в фондах библиотек есть сотни специальных исследований, посвящённых геноциду евреев и всего несколько книг о геноциде цыган.

С горечью приходится констатировать, что цыганская трагедия осталась незамеченной миром, шанс достойно увековечить память погибших цыган уже упущен. В современном мире нет ни научных сил, ни организационных структур, ни финансовых средств на то, чтобы хотя бы оценить масштабы фашистских преступлений. Уже через два-три десятилетия приуменьшенное число погибших цыган будет фигурировать в литературе как окончательные выводы исторической науки - без всяких скидок на его вопиющую приблизительность.

Правительство Германии официально признало жертвами холокоста цыган. В соответствии с “Соглашением по делу об имуществе жертв Холокоста” ими считаются: любое лицо или группа лиц, которые подвергались или были объектами преследований со стороны нацистского режима по причине того, что они были или считались евреями, лицами национальности рома/синти, Свидетелями Иеговы, лицами с психическими или физическими недостатками или инвалидами”

Но вернёмся к истории возникновения холокоста.

В ХIХ веке в рамках колониальной экспансии и новой биологии выделялись расовые теории, которые и привели, в конечном счёте, к холокосту. Их авторы конструировали человеческие “расы”, которые были не просто неравноценны, а находились в состоянии борьбы друг с другом за ресурсы и пространство. Цыгане и евреи оказались “низшей расой” в иерархии, которая в нацистском мировоззрении выглядела следующим образом:

арийцы или германцы
другие западноевропейские народы
славяне
негры
евреи и цыгане

Согласно нацистской идеологии, каждая раса занимает определённое место во избежание конфликтов. Тех же, кто привносит конфликты, в первую очередь, цыган, считали чужаками и смутьянами. Цыган убивали систематически потому, что их считали лишёнными родины и неинтегрируемыми.

Концепция так называемой расовой “гигиены” основывалась на теориях Ч.Дарвина, английского философа Г. Спенсера и немецкого зоолога Э. Геккеля. Термин “расовая гигиена” был изобретён немецким учёным А. Плётцем, который использовал это понятие в своей утопической теории, согласно которой строгие правила воспроизводства должны были привести к улучшению германской расы. Его концепция расовой гигиены означала необходимость различать между представителями “витальной” расы им “низшими элементами” и соответствующего отбора. Первых следовало искусственно поддерживать, тогда, как воспроизводство вторых надо было предотвращать.

В начале ХХ века эта теория становится более распространённой и радикальной. В 1923 г. в Мюнхенском университете была создана кафедра расовой гигиены. В 1927 г. в Берлине основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, подобных расовой гигиене. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле - врач, который во время своей “работы” в Освенциме был прозван “ангелом смерти”.

Лагерь становится характерен для нацистского преследования групп, депортация, массовое уничтожение делаются главным инструментом нацистской расовой политики.

Особенностью является намерение тотального, абсолютного уничтожения цыган, евреев и неизлечимо больных, в то время как существует целое направлении историков, которые подчёркивают только уникальность уничтожения европейских евреев.

В 1936 году в Берлине в экспериментальном отделении расово-гигиенических проблем при имперском ведомстве здравоохранения появился новый начальник - доктор медицины Роберт Риттер. Он полностью посвятил себя исследованию цыган. В 1944 в картотеку было внесено 23822 человека. Доктор Риттер считал, что цыгане являются “продуктом смешивания рас, причём преимущественно они скрещиваются с ворами, уголовными преступниками, что привело к созданию цыганско-воровского люмпен-пролетариата”. Вывод был сделан следующий: “Поскольку мы признали цыган изначально примитивными, и отставание в умственном развитии делает их неспособными к жизни в обществе, их следует отправлять в крупные трудовые лагеря”.

В Антропологическом институте Тюбингенского университета до самого последнего времени хранилась картотека 20 тысяч умерщвлённых цыган: шестнадцатиметровые стеллажи, уставленные папками с данными обмеров, фотографиями, отпечатками рук и ног, с перечнем близких и далёких родственников. Вердикт “смертная казнь” выносился не юристами, а биологами, которые, “изучив” дело, неизменно приходили к выводу: данный экземпляр не только не представляет ценности для общества, но и опасен для него.

Метки:

Комментарии закрыты.