Сионизм

Современная трактовка древних мотивов

Слово “сионизм” происходит от библейского “Сион”, часто употреблявшегося как синоним Иерусалима и даже Страны Израиля (Эрец-Исраэлъ) в целом. Сионизм - это идеология, выражающая непреклонное стремление еврейского народа жить на своей исторической родине - в Стране Израиля, Сионе.

Тоска по утраченной родине и острое желание вернуться в Сион впервые охватили сердца евреев около двух с половиной тысяч лет назад во время вавилонского пленения - мечта, которой суждено было довольно скоро сбыться. (”На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, вспоминая Сион”. Псалмы 137:1). Таким образом, политический сионизм, возникший в 19-м веке, не изобрел ни принципиально новой идеологии, ни практики возвращения. В сущности, он лишь усвоил древнюю идею и приспособил ее к текущему моменту, в духе своего времени превратив пассивное выжидание в активное движение.

Суть сионистской идеи выражена в Декларации независимости Государства Израиль (провозглашенной 14 мая 1948 года), которая, inter alia, гласит:

“Эрец-Исраэль является родиной еврейского народа. Здесь сложился его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он впервые обрел собственное суверенное государство, создал величайшие ценности национальной и общечеловеческой культуры и дал миру бессмертную Книгу книг.

Насильно изгнанный из родной страны, народ оставался верен ей на протяжении всего периода рассеяния, не переставал молиться о возвращении на родную землю и надеяться на возрождение в ней своей политической независимости”.

Историческая связь еврейского народа с его страной

Идеи сионизма базируются на исключительно долгой связи между еврейским народом и его страной, связи, которая зародилась почти 4 тысячи лет назад, когда праотец Авраам поселился в Ханаане, позднее получившем наименование Земли Израиля. Около 1000 года до н.э. царь Давид сделал Иерусалим столицей своего государства, а сорока годами позже его сын Соломон выстроил здесь Храм единому Богу, превратив таким образом Иерусалим в духовный и политический центр нации. Свыше 400 лет независимости под правлением династии Давида подошли к концу в 586 году до н.э., когда страна была завоевана вавилонянами, которые разрушили Храм и увели в плен большую часть народа. Однако менее чем через сто лет евреи вернулись на родину, отстроили Храм и восстановили еврейскую жизнь в стране. На протяжении последующих веков они сохраняли те или иные формы самоуправления под персидским владычеством (538-ЗЗЗгг. до н.э.) и эллинистическим (333-142гг. до н.э.), вновь добились полной независимости при Хасмонеях (142-63гг. до н.э.), но затем постепенно лишились ее, познав деспотизм римского правления. Когда римляне покусились на их право соблюдать традиции иудаизма и вести еврейский образ жизни, они подняли серию восстаний, достигших своего апогея в 66 году н.э.

После четырех лет кровопролитных сражений римлянам удалось подавить восстание, они сожгли Иерусалимский Храм и сравняли его с землей. Многие тысячи евреев были убиты, проданы в рабство или рассеяны по ближним и дальним странам. От всего комплекса храмовых построек уцелела лишь Западная стена, превратившаяся в место паломничества и религиозного поклонения для многих поколений евреев и остающаяся главной святыней иудаизма вплоть до наших дней.

В 132 году евреи подняли новое восстание и сумели на три года восстановить свой суверенитет в стране. В конечном счете восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Ликвидировав последние остатки сопротивления и уничтожив тысячи евреев, римляне решили стереть саму намять о присутствии евреев в Земле Израиля и переименовали страну в Палестину.

Небольшая еврейская община, продолжавшая существовать в стране, постепенно окрепла и восстановилась. Еврейская организационная и общественная жизнь претерпела существенные изменения, приспособившись к новой ситуации - без унифицирующих рамок государства и Храма. Священники были заменены раввинами, и в условиях отсутствия центрального места богослужения синагога превратилась в ядро общественной и религиозной жизни каждой из разбросанных по стране общин.

Между 636-м и 1096-м годами численность еврейского населения в стране значительно сокращается. Под арабским правлением распадаются организационные и религиозные связи, что влечет за собой усиление социальной и экономической дискриминации евреев. На протяжении последующих веков в стране сохраняется лишь незначительное еврейское присутствие, подкрепляемое время от времени отдельными группами возвращающихся из диаспоры изгнанников.

В 1191-1198 годах имеет место еврейская алия (репатриация) из Северной Африки, в конце 15-го века прибывают немногочисленные группы изгнанников из Испании, в середине 17-го века Земли Израиля достигают спасшиеся от резни на Украине. В том же веке набирает силу мессианское движение Шабтая Цви из Измира, некоторым из приверженцев которого удается поселиться в стране. В 1700 году несколько сот семей евреев-хасидов прибывают из Восточной Европы. Новый, достаточно значительный поток алии в 18-м и в начале 19-го веков позволил евреям Иерусалима, начиная с 1844 года, превратиться в самую крупную религиозную общину города. Таким образом, волнам массовой сионистской репатриации, начавшейся в 1882 году и продолжавшейся в течение всего 20-го века, предшествовали многие “малые” спорадические притоки евреев в страну.

Основные концепции сионизма

Центральными концепциями сионизма являются, во-первых, восприятие Земли Израиля как исторической родины еврейского народа и, во-вторых, убеждение, что в любом другом месте евреи обречены влачить существование изгнанников. Моше (Мозес) Гесс в своей книге “Рим и Иерусалим” (1844г.) так выражает эту идею:

“Два исторических периода формируют развитие еврейской цивилизации: первый - после освобождения из Египта, и второй - после возвращения из Вавилона. Третий наступит с освобождением из третьего изгнания”.

На протяжении веков изгнания евреи сохраняли крепчайшую и совершенно уникальную привязанность к своей исторической родине; тоска по Сиону становится лейтмотивом религиозных ритуалов и литературы. Приступая к молитве, евреи обращаются лицом к востоку, к Земле Израиля. Во время утренней службы произносятся слова: “Собери нас в мире с четырех концов света и поведи нас прямым путем в нашу Землю”. Молящиеся неоднократно провозглашают: “Благословен Ты, Господь, отстраивающий Иерусалим” и “Благословен Ты, Господь, возвращающий Свое присутствие в Сион”. Благодарственная молитва после трапезы включает в себя благословение, которое заканчивается мольбой о восстановлении “Иерусалима, святого города, вскоре, в наши дни”. Во время церемонии бракосочетания жених обязуется “поставить Иерусалим во главу веселия своего”. Во время церемонии обрезания младенца читается стих из псалма: “Если забуду тебя, о Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука”. Во время торжественного застолья в праздник Песах каждый еврей произносит: “В следующем году в Иерусалиме”. В период траура родственников усопшего утешают напоминанием о Земле Израиля: “Благословен Ты, Господь, утешитель в Сионе и строитель Иерусалима”. Страстное желание еврейского народа вернуться на свою землю постоянно находило выражение и в прозе, и в поэзии, как на иврите, так и на других еврейских языках, возникших в века изгнания: идише в Восточной Европе и ладино в Испании.

Метки:

Комментарии закрыты.